Общие передаточные числа внедорожных мотоциклов

Изменено: 4 мая 2020 г., 22:43

Много раз читал на форумах обсуждение передаточных чисел разных внедорожных мотоциклов. Я бы даже сказал, что передаточные числа лишь упоминали, так как единого понимания по использованию этих цифр до недавнего времени не было.

Вначале вкратце придётся рассказать небольшую теорию, так как не все знают основы, а без их понимания статья не принесёт пользу.

Моторная передача (primary reduction system) состоит из шестерни на коленвале (красная стрелка) и шестерни на корзине сцепления (жёлтая стрелка).

Число зубьев шестерни на корзине сцепления нужно разделить на число зубьев шестерни на коленвале. Чем больше получившееся передаточное число, тем больше крутящий момент.

Передаточное число моторной передачи обычно указано в инструкции к мотоциклу.

Коробка передач состоит из множества шестерён. При переключении передач в работу включаются шестерни с разным количеством зубьев, изменяется передаточное число коробки передач.

Передаточные числа коробки передач (transmission) также указаны в инструкции к мотоциклу.

Передаточные числа моторной передачи и коробки передач в большинстве случаев нельзя изменить.

Главная передача (final drive system) состоит из звёзд и цепи. Звёзды, конечно, можно заменить, изменив передаточное число.

В инструкции к мотоциклу обычно указывают оптимальный размер звёзд.

Так вот моя идея состоит в том, что нужно рассчитать общее передаточное число для каждой передачи. Для этого передаточное число моторной передачи умножаем на передаточное число первой передачи и умножаем на передаточное число главной передачи. И так необходимо сделать для каждой передачи.

Передаточное число моторной передачи * Передаточное число выбранной передачи * Передаточное число главной передачи = Общее передаточное число выбранной передачи

В качестве примера давайте посчитаем общее передаточное число первой передачи моего мотоцикла Kawasaki KLX250R со штатными звёздами 14-50 (50/14=3,57).

Первая передача - 2,863 * 3,000 * 3,57 = 30,675

И так можно посчитать для каждой передачи.

Что это даст? Будем исходить из того, что внедорожные мотоциклы с однотипными двигателями имеют схожие характеристики по мощности и крутящему моменту. Другим словами двигатели Kawasaki KLX250, Kawasaki Super Sherpa, Suzuki Djebel 250 и т.п. очень похожи, имеют одинаковую мощность и крутящий момент, но разные общие передаточные числа. Если сравнить передаточные числа мотоциклов, то станет понятно какой из них больше подходит под ваши задачи.

В таблице представлены общие передаточные числа универсальных эндуро, которые предназначены для езды по дорогам и вне их.

Как видите, на первой передаче общее передаточное число максимально у Kawasaki KLX250 и Kawasaki Super Sherpa. То есть скорость на первой передаче будет низкой, крутящий момент на колесе высокий, что удобно на бездорожье.

Конечно, на мотоцикл Suzuki Djebel 250 можно установить другие звёзды и увеличить общее передаточное число на первой передаче. Установив звёзды 14-48, получим общее передаточное число на первой передаче как у мотоцикла Kawasaki Super Sherpa, но при этом изменятся общие передаточные числа на всех передачах.

На шестой передаче общее передаточное число стало 9,034 против 7,327 у Kawasaki Super Sherpa. В таком случае при равной скорости на шестой передаче двигатель Suzuki Djebel 250 придётся "крутить" на 23 процента больше. Например, обороты двигателя Kawasaki Super Sherpa будут 5000 об/мин, а двигателя Suzuki Djebel 250 - 6150 об/мин. Получается, что "одно лечим, другое калечим".

С моей точки зрения, общие передаточные числа Kawasaki в данном случае лучше подобраны, чем у Suzuki и Yamaha. Если говорить про езду, в том числе, в условиях бездорожья.

Также предлагаю изучить общие передаточные числа спортивных эндуро 90-х годов. Также в таблицу я добавил 177-ой двигатель, который устанавливается на спортивных эндуро китайского производства.

Сразу хочу сказать, что передаточные числа двигателей спортивных эндуро той эпохи точно такие же, как двигателей универсальных эндуро, на основе которых они созданы. То есть по факту изменены лишь звёзды главной передачи.

Если анализировать таблицу, то получится такой же вывод, как в случае с универсальными эндуро. Suzuki, Yamaha и китайцы предлагают выбирать хорошую тягу на первой передаче или хорошую скорость на шестой.

Не просто так я стал считать передаточные числа. Случайно наткнулся на обсуждение, где шла речь об изготовлении других шестерён в коробку передач Suzuki Djebel 250. Людям не нравились заводские передаточные числа.

Также статья будет полезна тем, кто хочет универсальный эндуро использовать как спортивный. Для этого необходимо подобрать такие звёзды, чтобы общие передаточные числа на нужных передачах были такие же, как у спортивных эндуро. Например, вы владелец Kawasaki Super Sherpa и хотите, чтобы мотоцикл проще поднимался на заднее колесо - общие передаточные числа на первой и второй передаче должны быть порядка 30 и 20 соответственно, то есть можно использовать звёзды 14/50.

Ваш мотоцикл может иметь другой объём или тип двигателя, но вы также можете посчитать общие передаточные числа и сравнить их с передаточными числами однотипных мотоциклов мотоциклами. В статье я описал общий принцип анализа передаточных чисел, так как именно они значительно влияют на характеристики мотоцикла.

Также можете скачать мой файл Excel с расчётами, чтобы считать было проще.

Метки:


Добавить комментарий

Поле "Ваше имя" можно оставить пустым.

LiveInternet