Мой выбор универсальных шин для эндуро

Изменено: 25 марта 2020 г., 21:50

Мотоцикл Kawasaki Super Sherpa я приобрёл в 2013 г. Пробег мотоцикла составлял 3818 км и были установлены шины Bridgestone Trail Wing TW-301 размером 2.75-21 и TW-302 размером 4.10-18.

Bridgestone Trail Wing TW-301/TW302

Производитель про эти шины пишет следующее:

Trail Wing TW301/302 представляют собой универсальные шины двойного назначения преимущественно для дорожного применения. Отличная стабильность на высоких скоростях, управляемость и устойчивость на разнообразных дорожных покрытиях.

Шины были выпущены тогда же, когда мотоцикл - в 1997 г. Такие шины устанавливались на мотоциклы Kawasaki Super Sherpa на заводе. За 16 лет они покрылись трещинами, но протектор не был изношен. Тогда я решил пока поездить на них, а когда износятся поставить новые.

Опыт езды на этих шинах показал, что нужно было их сразу снять и установить новые. Шины по своему назначению не подходили для тех условий, в которых использовался мотоцикл - эксплуатация в значительной степени вне дорог. К тому же, из-за возраста, резина окончательно "задубела" и потеряла какие-либо сцепные свойства.

Снос переднего колеса на мокрой из-за росы траве привёл к падению. Хорошо, что я успел упасть вместе с мотоциклом - колено болело всего 2 недели.

Задняя шина с трудом толкала мотоцикл даже в довольно безобидных условиях бездорожья. В таком случае значительная нагрузка по преодолению преград перекладывается на водителя, а не на мотоцикл.

Michelin T63

Переднюю шину Michelin T63 размером 80/90-21 я приобрёл за 2680 р. Заднюю шину Michelin T63 размером 110/80-21 я приобрёл за 3070 р. Обе покупки были совершены в сентябре 2014 г.

Шины Michelin T63 являются универсальными - 50% использование на дороге, 50% использование вне дорог.

Шины пролежали в шкафу несколько лет. На мотоцикле я ездил мало, так как купил второй мотоцикл Kawasaki KLX250R. И вот настало время установки новых шин на Супер Шерпу - просто надоели старые шины.

Из комплекта я установил лишь заднюю шину Michelin T63. Мотоцикл Kawasaki Super Sherpa отличается довольно узким маятником и приобрести подходящую заднюю шину довольно сложно. Именно из-за сложности подбора по размеру была приобретена Michelin T63 - шина размером 110/80-18 гарантированно помещалась в маятник.

Задняя шина показывает себя довольно хорошо. Я действительно половину пути езжу по дорогам, а половину по бездорожью.

По дорогам езжу довольно агрессивно и уже заметил, а проехал всего-то несколько сотен километров, что шина имеет следы износа. Даже не знаю насколько её хватит.

По бездорожью ездил по грязи и бродам - особых проблем не испытывал, но и езжу налегке, без груза. "Потравил" сцеплением, "тракторная" первая передача, "низовой" двигатель - проблем нет. Правда иногда попадается особо липкая грязь, которая моментально забивает протектор, что доставляет проблем, но и она преодолевается. Я бы не стал говорить, что шина вообще никакая - ездить можно.

Бывали и сносы. Из недавнего - ехал по полю после дождя, наехал на заросшую травой "V-образную" колею и поймал хороший снос заднего колеса. Особенность 4-тактного двигателя такова, что он всегда разгоняется или тормозит - это и привело к сносу колеса. Обычно я подобные препятствия "прокатываюсь" с выжатым сцеплением и проблем нет.

Давление в шине составляет порядка 1,3 атм. - по инструкции должно быть 1,5-1,75 атм. в зависимости от нагрузки. Рим-лок (буксатор) не установлен. За давлением тщательно слежу. Я езжу один и без груза. По ощущениям, задний тормоз и двигатель Супер Шерпы не способны провернуть шину при таком давлении и стандартной эксплуатации.

Передняя шина размером 80/90-21 была приобретена также неспроста - на мотоцикле с завода было установлено низкое крыло и с таким крылом шина размером 90/90-21 могла не подойти.

Шина-то может подошла бы, но зазор между крылом и колесом был бы слишком мал - грязь могла бы блокировать колесо.

Посмотрите для сравнения на шины Michelin T63 размером 80/90-21 и Mitas C-19s размером 80/100-21.

По прошествии лет и приобретении опыта я понял, что на переднее колесо шина Michelin T63 не подойдёт, так как велика вероятность сноса переднего колеса на бездорожье, а это опасно для здоровья. Шина размером 80/90-21 довольно узкая и это, возможно, частично компенсировало бы универсальный рисунок протектора, но я решил не рисковать и приобрёл другую шину.

Pirelli GaraCross MT16

Pirelli GaraCross MT16 размером 80/100-21 я приобрел в феврале 2019 г. по совету Вадима Орионова, участника группы в контакте "Kawasaki KL250 Super Sherpa(Эндуро)".

Универсальная шина, отличающаяся прочностью и отличным сцеплением даже в изношенном состоянии.

Передняя шина предназначена скорее для спортивного применения, но имеет маркировки DOT и MST, которые, как я понял, обозначают, что шина допущена для эксплуатации на дорогах.

DOT (Department Of Transportation) - сертификация шин в соответствии с требованиями Департамента транспорта США.

MST (Multi Service Tyre) - универсальная шина.

При этом стоит помнить, что шина предназначена именно для внедорожного использования и на дорогах необходимо проявлять особую осторожность. Например, мне страшновато активно тормозить на асфальте, проблем не было, но почему-то нет уверенности - съезжаю на обочину и уже там активно жму на рычаг переднего тормоза.

Посмотрите для сравнения на шины Pirelli GaraCross MT16 размером 80/100-21 и Michelin T63 размером 80/90-21.

На бездорожье шина отлично себя показала. Теперь можно не опасаться сноса колеса, в том числе при активном торможении.

По ощущениям, такую шину вполне можно установить на мотоцикл, который используется для активной или даже спортивной езды.

По износу с шиной также всё в порядке. Вадим писал, что через 1000 км дорог на грунтозацепах по-прежнему виден рисунок, нанесённый на заводе.

Я проехал в этом сезоне примерно 400 км, в том числе по гравийным и асфальтовым дорогам, и износа не заметил.

К слову, давление в колесе составляет порядка 1,2 атм. - по инструкции должно быть 1,5 атм. Рим-лок (буксатор) не установлен. За давлением тщательно слежу. Я езжу один и без груза. По ощущениям, тормоз Супер Шерпы не способен провернуть шину при таком давлении.

Также несколько лет назад на мотоцикл было установлено высокое крыло, которое позволило установить шину такого размера. И даже в таком случае есть вероятность, что шина достанет до крыла при полностью сжатой передней вилке. На своём мотоцикле я с такой проблемой не сталкивался, но считаю необходимым предупредить.

Интересно, что задние шины Pirelli GaraCross MT16 не имеют маркировки DOT, но имеют маркировку NHS, которая запрещает использование шин на дороге.

NHS - Not For Highway Use.

Задняя шина Michelin StarCross 5 Medium с маркировкой NHS на моём Kawasaki KLX250R.

Ещё одна особенность задних шин Pirelli GaraCross MT16 в сравнении с передними - отсутствие рисунка на грунтозацепах.

IRC Volcanduro VE33

Вадим Орионов также писал, что шина IRC Volcanduro VE33 размером 100/100-18 отлично себя показала при эксплуатации на дорогах и бездорожье - износ минимальный, проходимость высокая.

Я нашёл в интернете информацию, что шина предназначена для средних грунтов и кантри-кросса. В других источниках указано, что она является универсальной.

Именно эту шину я бы приобрёл на свой мотоцикл, если бы была необходимость замены. Основной минус шины в том, что приобрести её проблематично - я видел её в продаже лишь в Уссурийске. Стоимость шины составляла 4200 р. без доставки.

Подведём итоги

Для своего мотоцикла Kawasaki Super Sherpa я бы выбрал переднюю шину Pirelli GaraCross MT16 размером 80/100-21, а заднюю IRC VE33 размером 100/100-18 или снова Michelin T63 110/80-18, если бы не удалось приобрести IRC.

И ещё я не изучал предложения от фирмы Kenda - может быть там есть интересные варианты с учётом требований к размерам шин для моего мотоцикла.

Добавить комментарий

Поле "Ваше имя" можно оставить пустым.

LiveInternet