Эндуро. Ускоряемся #5

Изменено: 27 января 2019 г., 14:37

В предыдущих статьях я рассказал про свой мотоцикл, экипировку, резину и рычаг сцепления. В этой статье расскажу про стойку и посадку на мотоцикле.

Довольно долго я не мог ездить на своём мотоцикле в стойке. Быстро уставали ноги и спина, буквально через 20 секунд. Как решить проблему я не знал. Искал в интернете информацию, но чаще всего советовали купить проставки под руль, чтобы он стал выше, или другой мотоцикл — с высоким ростом (195 см) мне обязательно нужен был современный европейский аппарат, а старые японские мотоциклы изначально предназначались для езды сидя. Советы давали опытные люди и я им верил. Мотоцикл продавать не хотел, так как он мне нравится.

Некоторые люди вообще называют ездой в стойке езду стоя. И этим вводят многих в заблуждение. Так ездить можно только медленно, так как при контакте даже с небольшим препятствием на приличной скорости можно запросто улететь через руль.

Проставки под руль могут улучшить ситуацию, я даже собирался их купить, но потом мне рассказали, что один известный гонщик с большим ростом ездит без проставок. Я решил тоже не покупать.

В начале 2018 г. я понял, что обязательно нужно освоить стойку, так как без неё невозможно дальнейшее развитие. Был готов даже продать мотоцикл и купить другой. Снова искал в интернете информацию и находил всё тоже самое. Однажды мне всё-таки повезло и я наткнулся на пару видео на Youtube, где парни (спортсмены или тренеры) рассказали те тонкости, которые я не понимал. Так что в этой статье я поделюсь с вами своими мыслями на этот счёт. Если ошибусь, то, возможно, в комментариях меня поправят.

Посадка

Кто-то говорит, что спина должна быть изогнута, чтобы была возможность амортизировать. Кто-то говорит, что спина должна быть прямая, так как это естественное для неё положение. Я думаю, что спина должна быть прямой или совсем немного изогнутой.

Если провести линию, то спина должна находиться как раз на уровне подножек. Ногами нужно зажимать мотоцикл или даже правильнее сказать обнимать, быть с ним единым целым.

Локти должны быть разведены в стороны, так удобнее действовать верхней половиной тела. Насколько локти должны быть разведены зависит от вас — вам должно быть удобно и плечи не должны уставать. Для того, чтобы локти были разведены в стороны нужно опустить рычаги сцепления и тормоза вниз, тогда вы будете вынуждены осуществлять хват руля сверху и локти всегда будут подняты.

Также можно наклонить руль вперёд. Тогда концы руля будут направлены вверх и будут выворачивать кисть таким образом, что локти будут разведены в стороны.

Однако, стоит помнить, что при наклоне руля вперёд управление становится более острым, что хорошо на низких скоростях, но на высоких может сказаться негативно. Я негативных последствий не ощутил, возможно, из-за того, что линия руля не сместилась за линию перьев вилки.

Если локти будут расположены неправильно, то управлять мотоциклом будет намного сложнее, может даже мотоцикл будет управлять вами, а не вы им. Сложнее наклонять мотоцикл, перемещать верхнюю половину тела, то есть реагировать на изменения в движении. Также при при поворотах локти могут упираться в тело. Также обратите внимание, что при таком хвате руля неудобно будет добавлять газ.

На фотографии я сижу ближе к заднему колесу. Управлять мотоциклом в таком положении намного сложнее. Если происходит снос заднего колеса, то при таком положении тела также сложнее с ним справиться.

Как только вы сядете правильно на мотоцикл, если до этого сидели неправильно, сразу заметите положительный результат. Также можно поснимать себя на видео, так как возможные ошибки проще всего увидеть со стороны.

В основном, как мне кажется, сидеть можно разве что на довольно ровных участках, без кочек, и на дорогах, чтобы отдохнуть, а также при прохождении поворотов. Про особенности прохождения поворотов я напишу в другой статье.

Стойка

Первым делом необходимо просто встать на подножки. Если не зажимать мотоцикл ногами, то вы будете падать вперёд или назад. Соответственно, зажимайте мотоцикл ногами, чтобы надёжно удерживаться на мотоцикле. И вовсе необязательно именно коленями, на фотографии видно, что колени у меня выше седла. Также существует рекомендация поставить ноги плотно к мотоциклу и повернуть носки мотоботов немного внутрь — ноги надёжно зажмут мотоцикл. Также ноги должны быть немного согнуты в коленях, чтобы иметь возможность амортизировать — чем больше вы их согнёте, тем быстрее они устанут.

Можно поставить мотобот на подножку "под каблук", когда каблук мотобота упирается в подножку, так лучше всего делать при прыжках, чтобы не сломать таранную кость, например. В остальное время лучше ставить мотобот на мысок (место, где начинаются пальцы ноги) — расстояние до рычага переключения и тормоза при этом должно быть порядка 1,5-2 см, чтобы случайно не задеть их. Как правильно ставить ногу есть разные мнения, но описанный здесь способ не мной придуман, так принято у многих.

Дальше пробуем встать в стойку. Необходимо спину держать прямой или даже прогнуть в пояснице. При этом за руль не держимся. В таком положении вам должно быть удобно. Добейтесь удобного положения и запомните его. Также хочу отметить, что на фотографии у меня надет панцирь и кажется, что спина не прямая.

Здесь главное понять, что основная нагрузка должна идти на ноги, так как они значительно сильнее и выносливее рук. Руки нагружать нужно только там, где есть объективная необходимость, например, на кочках нужно удержать руль.

После этого возьмитесь руками за руль. Предплечья и кисти должны идти в одну линию. В стойке смотрим вперёд или туда, куда хотим ехать.

Локти слегка разведены в стороны. На фотографии я может даже слишком сильно развёл их, но зато видно хорошо.

Говорят, что расстояние от перекладины руля до груди должно быть порядка 15 см. Я бы сказал, что расстояние зависит от сложности рельефа — чем он сложнее, тем агрессивнее стойка, грудь ближе к перекладине. Ездить с небольшим расстоянием между перекладиной руля и грудью довольно утомительно.

Вид сбоку. Так ездить физически легче, чем в агрессивной стойке, но на сложной местности быстро ездить так не получится.

На фотографии спина выгнута. Мышцы спины такого положения долго не выдержат и спина сильно устанет.

На фотографии кисти расположены неправильно. Управлять рычагами тормоза и сцепления, газом и мотоциклом неудобно.

Перемещение тела

Не всегда получится ехать в стойке в среднем положении. При разгоне ваше тело будет отклоняться назад за счёт тяги двигателя и набегающего воздуха, значительно возрастёт нагрузка на руки. Компенсировать отклонение тела наклоном вперёд у меня не получилось, быстро уставали руки. Единственный вариант это переместить вперёд колени и зажать мотоцикл уже в таком положении — ноги упираются в подножки и нагрузка на руки снижается. Нужно как бы ловить баланс — вас тянет назад некоторая сила, а вы наклоняетесь вперёд, компенсируя её воздействие. То есть нужно ловить баланс вдоль продольной оси мотоцикла.

Если говорить о торможении, то здесь необходимо отклоняться назад и упираться ногами в подножки, чтобы больше загрузить заднее колесо, снизить центр тяжести и разгрузить руки. Также необходимо ловить продольный баланс, стараясь загрузить подножки, а не руки. Локти не должны быть подняты, так как в таком случае вы не сможете нормально переместиться назад и руки останутся загруженными.

При смещениях тела вперёд или назад мотоцикл по-прежнему необходимо зажимать ногами.

Про разгон и торможение также хочу написать отдельную статью позже.

Положение рычагов

Я установил рычаг переключения передач и заднего тормоза в среднее положение — уровень рычагов на уровне подножек, так как в стойке необходимо перемещаться вперёд/назад и другие положения будут неудобны.

Тренировка

На первом этапе можно установить мотоцикл на подставку в гараже и тренироваться правильной посадке и стойке. То есть необязательно даже выезжать. Сперва нужно сесть на мотоцикл, ноги убрать с подножек, а руки с руля, после этого встать в стойку и проверить правильно ли вы всё сделали. Тоже самое с посадкой.

На втором этапе необходим накат. Нужно много ездить и постоянно следить, чтобы всё было правильно. Без наката никуда. Также нужно постоянно, в том числе без необходимости, работать органами управления, особенно в стойке — переключать передачи, работать передним и задним тормозом.

Почему не получалось

Я думаю, что у меня не получалось ездить в стойке из-за того, что я не зажимал ногами мотоцикл как следует, если вообще его зажимал.

Вторая проблема была в том, что я неправильно держал спину (горбом), а нужно было держать её прямой или слегка прогнуть. Кстати, если посмотреть видео с известными гонщиками, то можно увидеть как у них спина выпрямлена или даже прогнута.

Третья проблема, скорее всего, была в неправильном положении кистей рук и локтей.

Зажимать мотоцикл ногами

Не всегда нужно зажимать мотоцикл ногами. Иногда нужно дать ему некоторую свободу, всё зависит от конкретной ситуации, надо тренироваться и пробовать как будет себя вести мотоцикл в разных ситуациях.

Также нужно не забывать зажимать мотоцикл ногами, так как в некоторых ситуациях мотоцикл тут же стабилизируется и дальше всё проходит удачно.

Центр тяжести

Как мне кажется, в стойке смещается центр тяжести на подножки. Чем ниже центр тяжести, тем стабильнее ведёт себя мотоцикл.

Когда вы сидите на мотоцикле, то нагружаете сиденье, которое заметно выше подножек. Когда заднее колесо начинает сносить, то, сидя, вы усугубляете ситуацию — заднее колесо продолжает смещаться в сторону, а вы продолжаете давить на сиденье, дальше выставляете ногу и разгружаете заднее колесо. Компенсировать занос вы можете только перемещением верхней части тела, а этого недостаточно.

Если снос заднего колеса происходит, когда вы едете в стойке, то мотоцикл просто переставляет в сторону, так как наклона нет или вы его тут же компенсируете, выравнивая мотоцикл ногами. Грубо говоря, мотоцикл всегда в вертикальном положении, нет предпосылок к заваливанию в бок. К тому же вы можете управлять мотоциклом ногами, наклоняя его, а не руками. Всё получается быстрее, мощнее и эффективнее.

Результаты

Я начал учиться ездить правильно в начале 2018 г. и почти сразу заметил положительные результаты. Большинство проблем тут же решилось. Открылся путь к дальнейшему развитию, до этого всё замерло и прогресса вообще не было. Всем очень советую учиться ездить правильно.

Наблюдения

В правильной стойке в разы проще заезжать в горки. На высокой скорости на поле с колдобинами ноги просто отрываются от подножек, если ехать сидя, невозможно управлять коробкой передач и задним тормозом, а ехать стоя, не умея ездить в стойке, у меня не получилось бы. Преодолевать препятствия типа брёвен, покрышек, железнодорожных путей также необходимо в стойке, так намного безопаснее, гораздо проще выровнять мотоцикл в случае нештатной ситуации. Там, где сидя упал бы, в стойке получится удержаться. Это лишь часть примеров, где всё решается ездой в стойке.

Помните, что в приоритете должна быть нагрузка на подножки, потом на седло и только в конце на руль. То есть на руль нагрузка должна быть минимальной. Вес тела должен удерживаться ногами, верхняя часть тела должна быть расслаблена, чтобы двигаться.

Сколько учиться

Я думаю обучение никогда не закончится. Сам я только начал осваивать все эти премудрости. Даётся всё не так уж легко.

Физическая подготовка

Конечно, физическая подготовка сильно влияет на возможность продолжительно ездить в стойке. Ездить в стойке нелегко, даже при условии правильного положения тела устаёшь быстрее, чем хотелось бы.

В заключение

Так что, друзья, тренируйтесь, больше катайтесь, не спешите, будьте аккуратны и будет вам счастье.

Добавить комментарий

Поле "Ваше имя" можно оставить пустым.

LiveInternet
^