Мой выбор спортивных шин для эндуро

Изменено: 30 апреля 2020 г., 20:51

Статья посвящена выбору спортивных шин для моего мотоцикла Kawasaki KLX250R. После покупки мотоцикла я не поменял шины и пожалел об этом.

Размер шин

Для себя я решил, что буду устанавливать шины того размера, который указан в инструкции к мотоциклу. Манипуляции с размерами возможны только в том случае, если вы знаете что, делаете или спросили у реально понимающих в этом людей. Нештатная по размеру шина скорее всего будет лучше себя вести в одних условиях и хуже в других в сравнении со штатным размером. К тому же, я предпочитаю кантри-кросс, а не хард-эндуро, где действительно есть смысл покупать более широкую шину на заднее колесо.

Тип местности

Важно определиться с типом местности, где вы собираетесь эксплуатировать мотоцикл. Это может быть песок, грязь, мягкий, средний, твёрдый грунты. Отдельно можно указать эксплуатацию в режиме хард эндуро, где есть мокрые брёвна, камни и прочие подобные поверхности. Нужно чётко понимать условия эксплуатации мотоцикла.

Наличие

Какую бы шину вы не выбрали, её нужно где-то купить. Это может быть какой-то местный магазин или интернет-магазин с доставкой, не так важно, гораздо важнее наличие и стоимость. То есть нужно определиться какие модели шин вы реально можете купить.

Советы

После того, как вы выбрали конкретные модели, можно спрашивать советы на форумах и в социальных сетях, если дело происходит в интернете. Указываете тип местности и выбранные модели. Вам могут посоветовать другие модели - их тоже стоит рассмотреть.

Важно место, где вы спрашиваете совета и кто совет даёт, ведь если это турист, то это одно дело, а если спортсмен, то совсем другое дело. Меня больше интересовало мнение тех, кто активно катается или занимается спортом.

Dunlop K-490

Шина Dunlop K-490 размером 80/100-21 была установлена на мой мотоцикл, когда я его купил. Протектор был в хорошем состоянии - причин менять шину не было.

Обратите внимание на интересную форму боковых грунтозацепов.

Несколько раз были сносы переднего колеса - это были знаки, на которые я не обратил внимание. Последний снос был фатальным - получил сильный ушиб плеча.

После травмы я понял, что целостность протектора не единственный параметр у шины, важнее дата выпуска. Как я выяснил позже, шина была выпущена в 1995 г. и за 20 лет окончательно "задубела".

10 лет это крайний срок с даты выпуска шины, но уже опасно ездить на ней, для активной езды лучше использовать шины не старше 5 лет. На автомобиле срок эксплуатации можно продлить до 10 лет, если ездить спокойно. По слухам, в магазине не имеют права продавать шины старше 5 лет.

Mitas C-19s

Ушиб плеча прошёл через месяц. К этому времени я уже изучил соответствующие темы и в начале октября 2016 г. приобрёл себе шину для переднего колеса Mitas C-19s размером 80/100-21 за 4200 р.

Об этой шине очень хорошо отзывались и отзываются люди, которые активно катаются и хорошие спортивные шины для них важны. Стоимость не малая, конечно, но шина того стоит.

Я выбрал модель для мягких и средних грунтов, так как именно такие преобладают в Псковской области, где я катаюсь. Такая модель маркируется жёлтой полосой и в названии шины добавлена буква "s".

Модели Mitas C-19 для разных грунтов отличаются скорее жёсткостью боковины, а состав резины один, есть такое мнение. Состав резины отличается, возможно, у модели для зимы.

Зацепление у шины очень хорошее на бездорожье, я бы даже сказал отличное. Первый раз я выехал из двора на гравийную дорогу, повернул руль и поехал прямо. Сначала я немного разочаровался, но шина не предназначена для езды по твёрдым поверхностям, а тем более по дорогам. Для твёрдых поверхностей нужна шина с большими по площади или часто расположенными грунтозацепами для лучшего контакта.

Сносы были, но настолько редко, что можно пересчитать по пальцам руки и почти всегда без падений - в подобных ситуациях другие шины запросто не справились бы.

Например, первый снос был, когда я зажал передний тормоз и открыл газ, чтобы подрифтить на "жидком" поле. Два раза не смог легко выскочить из сильно раскисших колей.

Шина плохо справилась на тропинке после дождей - просто ехал, без всякого экшена, и упал. Ничего не предвещало, был сильно удивлён. Шина, как я писал, для мягких и средних грунтов, но не для твёрдых и одновременно скользких поверхностей.

Также шина не позволила выскочить из сухой "П-образной" колеи, но тут, я думаю, другие шины также не справились бы.

Торможение с такой шиной просто отменное. Если колесо со старой шиной удавалось заблокировать, то с Митасом всегда всё было отлично. Я всегда рассчитываю именно на переднее колесо при торможении, так как всё предсказуемо и надёжно.

Сегодня 25 октября 2019 г., а Mitas в хорошем состоянии - замены не требует. Я, конечно, не особенно много езжу, но тут ещё дело в том, что на дороги я выезжаю редко.

В качестве замены сейчас я смотрел бы на Michelin Starcross 5 Medium 80/100-21 или Soft, если бы не смог купить Mitas или цена на Mitas была бы выше.

Вовсе необязательно покупать дорогую шину, если нет такой возможности, но всегда есть смысл купить свежую по дате выпуска и подходящую под те условия, в которых будет эксплуатироваться мотоцикл.

Лично я поездил бы на старой задней шине, но переднюю однозначно купил бы лучшую - со сносом заднего колеса можно справиться, а переднего очень сложно. На переднее колесо возлагается большая ответственность.

Bridgestone Gritty ED-16

Шина Bridgestone Gritty ED-16 размером 100/100-18 была установлена на заднем колесе с момента покупки. Грунтозацепы изначально были не сильно изношены, но зацепление было плохим практически всегда. Дата выпуска шины также 1995 г.

Изначально я думал, что шина износится и тогда я куплю новую, но она никак не хотела изнашиваться даже на асфальте, потому что "дубовая". Зацепления также не было из-за вышедшего срока годности и закруглённых грунтозацепов.

На заднем колесе плохое зацепление не так критично, как на переднем, но не разогнаться, не затормозить нормально невозможно - быстро не поедешь. Возможностей по управлению мотоциклом в сложных условиях не хватает.

Кстати, информацию по этой шине я когда-то пытался найти в интернете, но не смог, видимо, потому что в 1995 г. интернет был не так развит, как сейчас.

Michelin Starcross 5 Medium

Шину Michelin Starcross 5 Medium размером 100/100-18 я купил в октябре 2018 г.

Такая шина в разных магазинах стоила не менее 5000 р., но я увидел в продаже за 4350 р. и купил не раздумывая.

В начале весны 2019 г. шина была установлена.

Почему я выбрал именно такую шину? Она соответствует условиям, в которых эксплуатируется мотоцикл, и я давно планировал купить именно её.

Таблица применяемости шин Michelin

Изначально я выбирал шину для мягких и средних грунтов - хотел приобрести Michelin Starcross 5 Soft, но в интернете увидел негативные отзывы - отрыв грунтозацепов, вероятно, на твёрдых поверхностях. Понятно, что шина не должна эксплуатироваться на твёрдых поверхностях, но всякое бывает.

По модели Medium подобных жалоб не было - она предназначена для эксплуатации на средних грунтах.

Когда я приобрёл шину, то понял почему отрывает грунтозацепы у модели Soft - высокие и редкие грунтозацепы, мне они показались очень высокими.

Также стоит отметить, что протектор у Soft и Medium практически не отличается, а вот Sand и Hard имеют совершенно другие грунтозацепы. Интересно, что модель Sand предназначена только для мотокросса.

Michelin Starcross 5 Sand

Michelin Starcross 5 Soft

Michelin Starcross 5 Medium

Michelin Starcross 5 Hard

Предварительное взвешивание моей шины показало массу 5 кг. Не знаю много это или мало, но похожие модели от Петрошины имеют заявленный вес около 6 кг.

Сегодня 24 октября 2019 г. и можно подвести предварительные итоги. Испытания Michelin показали, что шина довольно хороша, но есть непонятные моменты.

При спуске с гор тормозить задним колесом практически бесполезно - колесо идёт юзом и по сути не тормозит мотоцикл вообще. Во многих случаях при торможении шина показала себя не очень хорошо, нет уверенности в ней.

Если говорить о разгоне и вообще езде, то зацепление мне понравилось. Были разные моменты и везде шина показала себя хорошо - грунтозацепы редкие и высокие. В сложных местах просто "прокатывался" на сцеплении без проблем.

Если говорить про штурм гор, то у шин с высокими грунтозацепами (хорошим зацеплением) могут быть проблемы. Двигатель не в состоянии провернуть колесо, если зацепление хорошее, и есть риск переворота назад.

Если говорить о песке, то, вероятно, лучше покупать более широкую шину.

Очень неоднозначная шина. Может я много хочу и другая шина вела бы себя также или хуже, но пока мнение такое, какое есть. Попробую другие шины - мнение может измениться.

Опять же покупать дорогие шины нет острой необходимости. Новая шина под нужный тип поверхности и с нормальной датой выпуска будет хорошо себя показывать, во всяком случае, в сравнении со старой и изношенной шиной.

В следующий раз хочу попробовать купить шину размером 110/100-18.

В качестве альтернативы купленной шине я рассматривал Mitas C-18 с жёлтой полосой. Не знаю бывает ли она такого размера, как требуется.

Сейчас я думаю, что после износа Michelin попробую купить Петрошину Л-249 (110/100-18) за 2760 р. Петрошина достаточно хорошо себя зарекомендовала, судя по отзывам на форумах, но быстро изнашивается на твёрдых поверхностях - я же на своём мотоцикле редко выезжаю на дорогу. Зимой Петрошина, предположительно, должна себя хорошо показать из-за состава резины.

Хорошо себя показала шина Michelin Cross AC-10 на мотоцикле KTM 200 EXC - товарищ заехал зимой в такую крутую и высокую горку, в какую не получилось заехать на Honda XR250 с шипованными дюбелями шинами. Интересно, что шина AC-10 предназначена для твёрдых грунтов, но после дождя отлично себя показывает, может даже лучше, чем моя шина Michelin Starcross 5 Medium, которая предназначена для средних грунтов.

Также при выборе я рассматривал бы шину Dunlop MX52 и многие другие. Главное, чтобы она была не слишком дорогая и предназначена для применения в спорте. Так что есть много разных интересных вариантов.

Специальные шины

Также мне советовали купить специальную шину и мусс, стоимость которых высока. Например, Mitas EF-07 с одной или двумя зелёными полосами. Резина мягкая, хорошо зацепляется, но изнашивается довольно быстро. Мне такая шина без необходимости, так как хард-эндуро не увлекаюсь.

Консультироваться по выбору подобных шин лучше у спортсменов, которые ей пользуются. Для меня это дорогая и ненужная тема и я не особо ей интересовался.

Универсальные и спортивные шины

Посмотрите насколько отличается спортивная шина Starcross 5 Medium 100/100-18 от универсальной Michelin T63 110/80-18.

Размер универсальной шины Michelin T63 110/80-18 явно меньше, чем Starcross 5 Medium 100/100-18.

Камеры

У меня установлены импортные камеры. Говорят, что импортные камеры бутил-каучуковые и нет необходимости использовать тальк. Если используется обычная резиновая камера, то, вероятно, есть необходимость использовать тальк из-за трения между шиной и камерой, так как спортивные шины эксплуатируются при низком давлении.

Давление

В инструкции к моему мотоциклу указано давление в шинах 1 атм. Мне советовали сделать его меньше для лучшего зацепления, но при контактах с твёрдыми препятствиями выше риск повредить камеру или колёсный диск. Сейчас я качаю шины до давления 0,8 атм.

К слову, на универсальных мотоциклах давление в колёсах обычно 1,5-1,75 атм и меньше качать опасно, так как с завода не установлены римлоки (буксаторы) - есть риск проворачивания шины с последующим повреждением камеры (отрыв штуцера).

Я тщательно слежу за давлением в шинах и для этого лучше поискать какой-нибудь нормальный манометр.

Если не хочется возиться с проверкой, то можно попросить соседского котика.

Подведём итоги

Мой выбор необязательно самый верный и оптимальный - при выборе шин не всё так просто и однозначно, но в целом, как мне кажется, вы поняли в каком направлении нужно двигаться.

Метки:


Добавить комментарий

Поле "Ваше имя" можно оставить пустым.

LiveInternet