Эндуро. Выбор резины

Изменено: 29 мая 2019 г., 10:48

В предыдущей статье я рассказал про экипировку. В этой статье буду рассказывать про резину. Что важнее экипировка или нормальная резина я определить не могу - всё одинаково влияет на безопасность.

Тип резины

Так как я пишу серию статей про активную езду на спортивном мотоцикле, то резину следует выбирать именно спортивную. Универсальная резина (dualsport) нам не подойдёт.

Размер резины

Лучше всего устанавливать резину того размера, который указан в инструкции к мотоциклу. Манипуляции с размерами возможны только в том случае, если вы знаете что, делаете или спросили у реально понимающих в этом людей. Нештатная по размеру резина скорее всего будет лучше себя вести в одних условиях и хуже в других в сравнении со штатным размером.

Тип местности

Дальше необходимо определиться с типом местности, где вы собираетесь эксплуатировать мотоцикл. Это может быть песок, грязь, мягкий, средний, твёрдый грунты. Отдельно можно указать эксплуатацию в режиме хард эндуро, где есть мокрые брёвна, камни и прочие подобные поверхности. Нужно чётко понимать, где вы будете ездить.

Наличие

Какую бы резину вы не выбрали, её нужно где-то купить. Это может быть какой-то местный магазин или интернет-магазин с доставкой, не так важно, гораздо важнее наличие и стоимость. То есть нужно определиться какие модели резины вы реально можете купить.

Советы

После того, как вы выбрали конкретные модели, можно спрашивать советы на форумах и в социальных сетях, если дело происходит в интернете. Указываете тип местности и выбранные модели. Вам могут посоветовать какие-то ещё модели, стоит их тоже рассмотреть. Также важно место, где вы спрашиваете совета и кто совет даёт, ведь если это турист, то одно дело, а если спортсмен, то совсем другое дело. Нас интересует мнение тех, кто активно катается или спортсменов.

Dunlop K-490

Такая резина размером 80/100-21 была установлена на мой мотоцикл, когда я его купил. Протектор был в хорошем состоянии - причин менять резину не было.

Обратите внимание на интересную форму боковых грунтозацепов.

Несколько раз "ловил" сносы переднего колеса. Последний снос был фатальным - получил сильный ушиб плеча.

После травмы я понял, что целостность протектора не единственный параметр у резины, может даже важнее дата выпуска. Как я выяснил позже, резина была выпущена в 1995 г. и за 20 лет окончательно "задубела".

Вообще, 10 лет это крайний срок с даты выпуска, но уже опасно, лучше ездить на резине не старше 5 лет. На автомобиле срок эксплуатации можно растянуть до 10 лет, если ездить спокойно, но резина старше 10 лет также может доставить неприятностей. Я даже слышал такое, что в магазине не имеют права продавать резину старше 5 лет.

Mitas C-19s

Пока ходил с ушибленным плечом, задумался о покупке новой резины. Купил Mitas C-19s штатного размера 80/100-21 за 4200 р.

Об этой резине очень хорошо отзывались на форумах, где участники активно катаются и хорошая спортивная резина очень важна. Высокая стоимость не знаю чем обусловлена, может быть составом резины или сложностью изготовления боковых грунтозацепов хитрой формы или просто повышенным спросом.

Я выбрал модель для мягких и средних грунтов, так как именно такие преобладают в Псковской области, где я катаюсь. Такая модель маркируется жёлтой полосой и в названии шины добавляется буква "s".

Модели Mitas C-19 для разных грунтов отличаются скорее жёсткостью боковины, а состав резины один, есть такое мнение. Состав резины отличается, возможно, у модели для зимы.

Зацепление у резины очень хорошее вне дорог. Первый раз я выехал из двора на гравийную дорогу, повернул руль и поехал прямо. Сначала я немного разочаровался, но резина не предназначена для езды по твёрдым поверхностям, а тем более по дорогам. Для твёрдых поверхностей, по-моему мнению, нужна резина с большими по площади или часто расположенными грунтозацепами для лучшего контакта.

Сносы тоже бывали с этой резиной. Первый снос был, когда я зажал передний тормоз и открыл газ, чтобы подрифтить на "жидком" поле. Два раза не смог легко выскочить из сильно раскисших колей. Один раз упал осенью на тропинке, только тогда я понял, что тропинка это твёрдый грунт, а после дождя ещё и скользкий, несмотря на то, что это земля, а не дорога или что-то подобное.

По торможению всё отлично, позволяет тормозить агрессивно. При торможении проблемы ещё не выявил. Если будут, то позже добавлю сюда.

В качестве замены сейчас я смотрел бы на Michelin Starcross 5 Medium 80/100-21, если бы не смог купить Mitas или цена на Mitas была бы выше.

Вовсе необязательно покупать дорогую резину, важнее дата выпуска и тип местности, для которого она предназначена.

С другой стороны на переднее колесо возлагается большая ответственность, если будет неуверенное зацепление, то не получится эффективно тормозить, а ведь основное торможение происходит передним колесом. Сносы переднего колеса вообще могут быть фатальными или попросту неуверенность будет мешать быстро ездить.

Bridgestone Gritty ED-16

Такая резина размером 100/100-18 стоит до сих пор на заднем колесе. Грунтозацепы изначально были не сильно изношены, но зацепление было плохим практически всегда. И да, дата выпуска резины тоже 1995 г.

Изначально я думал, что резина износится и тогда куплю новую, но она никак не хотела изнашиваться даже на асфальте, потому что "дубовая". Зацепления также нет из-за вышедшего срока годности и закруглённых грунтозацепов.

На заднем колесе плохое зацепление не так критично, как на переднем, но не разогнаться, не затормозить нормально невозможно - быстро не поедешь.

Кстати, информацию по этой резине я когда-то пытался найти, но не смог, видимо, потому что в 1995 г. интернет был не так развит, как сейчас.

Michelin Starcross 5 Medium

Такую резину размером 100/100-18 я купил взамен старой. Весной 2019 г. планирую установить.

Почему я выбрал именно такую резину? Она соответствует критериям и я давно хотел купить именно её, останавливала цена в 5000 рублей, но за 4300 рублей устоять не смог.

Таблица применяемости Michelin

Вообще я выбирал резину для мягких и средних грунтов, хотел купить Michelin Starcross 5 Soft, но в интернете встречал жалобы на неё из-за отрыва грунтозацепов. Скорее всего люди иногда выезжали на твёрдую поверхность, а резина не рассчитана для этого.

По модели "Medium" таких жалоб не было. Модель "Meduim" в целом для средних грунтов.

Когда я взял в руки резину, то понял почему отрывает грунтозацепы у модели "Soft" - высокие и редкие грунтозацепы, мне они показались очень высокими.

Также стоит отметить, что протектор у "Soft" и "Medium" практически не отличается, а вот "Sand" и "Hard" имеют совершенно другие протекторы для других грунтов. Интересно, что модель "Sand" предназначена только для мотокросса.

Michelin Starcross 5 Sand

Michelin Starcross 5 Soft

Michelin Starcross 5 Medium

Michelin Starcross 5 Hard

Предварительное взвешивание моей резины показало вес в 5 кг, надо будет точнее взвесить. Не знаю много это или мало, но модели от Петрошины имеют заявленный вес около 6 кг.

Опять же покупать дорогую резину нет острой необходимости. Новая резина под нужный тип поверхности и с нормальной датой выпуска будет хорошо себя показывать, во всяком случае, в сравнении со старой и изношенной резиной.

Какую резину купил бы в качестве альтернативы не знаю, в своё время смотрел ещё, например, на Mitas C-18.

Специальная резина

Для разного рода соревнований покупают специальную резину, вместо камер устанавливают муссы, стоимость которых высока.

Если говорить о Mitas, то это, чаще всего, резина с одной или двумя зелёными полосами. Резина мягкая, хорошо зацепляется, но изнашивается довольно быстро. Например, Mitas EF-07.

Консультироваться по такой резине лучше у спортсменов, которые ей пользуются. Для меня это дорогая тема и я не особо ей интересовался.

Универсальная и спортивная резина

Starcross 5 Medium 100/100-18 и Michelin T63 110/80-18 #1

Michelin T63 110/80-18 и Starcross 5 Medium 100/100-18 #2

Камеры

У меня установлены импортные камеры. Говорят, что импортные камеры бутил-каучуковые и нет необходимости использовать тальк. Если ли необходимость использовать тальк с обычными резиновыми камерами, но спортивная резина эксплуатируется при низком давлении и трение между покрышкой и камерой, по идее, выше.

Давление

В инструкции к моему мотоциклу указано давление в колёсах 1 атм. Мне советовали сделать его меньше для лучшего зацепления, но при контактах с твёрдыми препятствиями выше риск повредить камеру или колёсный диск.

К слову, на универсальных мотоциклах давление в колёсах обычно 1,5-1,75 атм и меньше качать опасно, так как с завода не установлены римлоки (буксаторы) и есть риск проворачивания резины с последующим повреждением камеры.

Я считаю, что за давлением нужно постоянно следить и для этого лучше поискать какой-нибудь нормальный манометр. Если не хочется возиться с проверкой, то можно попросить соседского котика.

В заключение

Такая вот статья получилась про резину. Опять же мой выбор необязательно самый правильный и оптимальный, при выборе резины не всё так просто и однозначно, но в целом, как мне кажется, вы поняли в каком направлении нужно двигаться.

Добавить комментарий

Поле "Ваше имя" можно оставить пустым.

LiveInternet
^