Эндуро. Ускоряемся #2

Изменено: 21 января 2019 г., 21:01

В этой статье расскажу про экипировку. Буду рассказывать про те вещи, которые купил я. Пояснения позволят лучше понять, что покупать, какие будут трудности и как сэкономить.

Вообще я долго сомневался какую статью написать сначала — про экипировку или выбор покрышек, так как обе статьи сильно влияют на безопасность активной езды. Так что эта статья и следующая одинаково важны.

Травмы

Если на Kawasaki Super Sherpa я падал, но мало и не всегда опасно для здоровья, то на спортивном Kawasaki KLX250R падения были очень жёсткими.

На ровной дороге в повороте поймал снос переднего колеса и мотоцикл упал прямо на стопу — носок упёрся в землю, а мотоцикл упал сверху на заднюю часть стопы. Я думал стопа так не способна сгибаться, но чудо произошло и стопу я не сломал. А ехал я в берцах. Может быть берцы и помогли, но это был опасный момент.

Были и другие падения, но ещё одно серьёзное произошло также при сносе переднего колеса. И скорость была километров 30-40 в час, я так думаю. В результате тормозил о землю грудью и правым плечом, так как больше нечем — не было никакой экипировки. Хорошо не долетел до камня. Пришлось месяц страдать, так как левой рукой я особо делать ничего не мог, скорее всего был сильный ушиб плеча.

После ушиба плеча я, наконец-то, понял, что лучше потратиться на экипировку, чем терять здоровье и время. При выборе старался сэкономить, но с умом, без особого ущерба для комфорта и безопасности.

Сразу хочу отметить, что не стоит пугаться травм. На мой взгляд, равновероятно получить травмы при любом виде деятельности. Стоит лишь проявлять осторожности и стараться избегать ситуаций при которых легко получить травму. Страх лишь усугубляет ситуацию, а осторожность, наоборот, хороша.

Шлем

Первым делом стоит купить шлем. Для активной езды лучше покупать кроссовый шлем. Я сначала купил шлем дуалспорт SOL SS-1 со стеклом (визором) за 6500 рублей, но вскоре пожалел об этом.

При езде по дороге, где скорость была высока, стекло не запотевало, но в затычных местах, например, в лесу, стекло запотевало и приходилось его поднимать, убирая при этом защиту глаз. Решить вопрос можно установкой визора с двумя стёклами, но это не точно. Также можно купить очки для шлема (кроссовые очки) и надевать их в затычных местах, поднимая визор, но нужно проверить совместимость шлема и очков.

Вторая проблема это вес. Есть шлемы дуалспорт с небольшим весом, но стоят такие шлемы обычно дорого. Мой шлем весил примерно 1800 гр. Для сравнения обычный кроссовый шлем весит порядка 1300 гр. Топовые модели весят порядка 900-1000 гр. При езде на спортивном мотоцикле по неровностям вес шлема имеет значение — нагрузка на шею из-за разницы в 500 гр., я думаю, будет существенная.

Я купил себе шлем Airoh Jumper Multicolor XL за 7000 рублей. Такие шлемы продавались за 6000 рублей, потом долго продавались по 4500 рублей.

По таблице размеров мне подходил шлем размера "L", но реально оказался тесноват. Тесный шлем нельзя покупать. Лучше надеть шлем и пробыть в нём как можно больше — это нормальная практика при покупке. Тесный шлем доставит массу неприятностей. Хотя, говорят, те же "щёчки" можно "пощипать" и шлем станет удобнее, если всё же куплен не по размеру.

Что касается изготовителя шлема, то можно покупать хоть китайский, но лучше выбрать хоть немного известную фирму. При выборе лучше всё же акцентировать внимание на весе шлема.

Кстати, не так давно упал на большой скорости и хорошо так ударился затылком о землю. Хорошо был в шлеме — только голова немного заболела.

Кроссовые очки

Купил очки Scott Hustle за 3000 рублей.

Сначала планировал использовать их со шлемом дуалспорт, но потом купил кроссовый шлем и очки стал использоват с ним.

Очки очень важны и я стараюсь всегда ездить в них. Защищают от насекомых, в том числе крупных, от камней из-под колеса товарища, от веток и палок. Часто ветки прилетают очень неожиданно, легко снимая камеру со шлема вместе с креплением, но, благодаря очкам, в остальном всё в порядке. Очень нужная вещь.

Очки можно купить дешевле. Также можно купить к очкам специальные отрывные плёнки. В соревнованиях плёнку отрывают одну за одной по мере загрязнения, а так можно установить одну плёнку и кататься с ней пока не поцарапается окончательно. Такой подход сбережёт очки от царапин. Плёнки стоят порядка 300-400 рублей за 10 штук.

Есть ещё специальные механизмы на очки, где защитная плёнка перематывается движением рычажка, но такие механизмы дороги и ограничивают обзор.

Мотоботы

Второе не менее важное приобретение это мотоботы. Я писал как стопа сложилась при падении мотоцикла сверху, а с мотоботами такое нереально — они очень хорошо защищают от разного рода нагрузок. Много раз мотоботы выручали. Бывают ситуации, когда даже в них становится страшно за ноги, что говорить про обычную обувь.

Мотоботы также важно выбрать по размеру. Мотоботы не разносятся, как обычная обувь! Лучше пусть они будут чуть больше по размеру. Также стоит отметить, что ширина ступни и прочие физиологические особенности также могут влиять на выбор, так как мотоботы одного производителя будут удобными, а другого нет.

Финансовые возможности у всех разные, это понятно, но тут стоит стремиться купить модели дороже. Защита более дорогих мотобот лучше и вряд ли значительно, а вот удобство точно выше. Удобство экипировки также влияет на безопасность, комфорт и удовольствие от езды. Так что платить больше точно можно. К тому же хорошие мотоботы служат долго и могут по факту обойтись дешевле, чем изначально дешёвые.

Я купил себе мотоботы Gaerne SG-10. В магазине в своём городе примерял мотоботы разных производителей и, в частности, Gaerne G-React. Цена на Gaerene была хорошая, но я решил подумать, так как размер был на пределе. В итоге заказал Gaerne более старшей модели в иностранном магазине за 19500 рублей с доставкой.

Так как продавец забыл проверить стельки и их не оказалось, то обратно на карту отправил 1000 рублей и я купил стельки Scholl за 1000 рублей, но какие точно не помню (для спорта или что-то подобное).

Привыкать к мотоботам нужно, но к хорошим намного быстрее и проще, так как они удобные. Привык быстро и очень доволен.

На мотогоне натолкнулся на тему о переломе таранной кости. Оказалось, что в мотокроссе бывают переломы этой кости при приземлении на носках мотобот — стопа находится в неестественном положении и кость не выдерживает нагрузку.

Такой перелом лечится, но последствия остаются. Многие травмы нельзя вылечить окончательно. Так вот один человек писал, что в некоторых мотоботах есть защита от такой травмы, но как называется эта защита и в каких мотоботах она есть я не знаю, так как прыжками не увлекаюсь и тему не изучал.

Панцирь/Черепаха

Не знал какую вещь поставить на третье место — защиту тела или коленей. Обе защиты важны и травмы равновероятны.

В интернете можно найти массу тем и обсуждений, что лучше панцирь или черепаха. В своё время я много читал, но в итоге понял, что никто не знает. Лучше покупать то, что больше нравится.

В черепахе я отметил бы наличие полноценной защиты спины, которая должна определённым образом защищать копчик, то есть быть определённой по длине и это важно. Также есть защита локтей и плеч. Многие жалуются, что в ней жарко. Конкретно мне не понравилось, что все пластмассовые щитки жёстко не зафиксированы и двигаются довольно свободно.

Я купил себе панцирь Leatt Adventure. Обошёлся он мне примерно в 7000 рублей.

В панцире нет нормальной защиты спины — только грудной отдел. Защиту спины, кстати, можно купить отдельно. Надевать панцирь быстро и удобно. Мне очень нравится.

Защиты плеч нет, но при жёстком падении правым плечом, аналогичным тому, что я писал вначале статьи, обошлось без последствий, хотя, во время падения, по аналогии, я думал теперь будет ушиб правого плеча. Так что, всё же, панцирь защищает не только от камней летящих от других гонщиков, как некоторые считают.

Когда я выбирал панцирь, то смотрел на модель Leatt 5.5 Pro с лучшей защитой плеч и наличием защиты рёбер. Такой панцирь стоил порядка 12000 рублей. Спрашивал советы от знающих и мне написали, что в нём будет жарко. Сейчас я купил бы именно эту модель, так как в панцире Leatt Adventure упал на ровном месте на собственную руку или какую-то кочку и получил ушиб ребра, который прошёл только через месяц, защита рёбер лишней не бывает.

Обратите внимание, что Leatt 5.5 Pro на фотографии выше более новой модели, где защита плеч крепится на руки и такое крепление не всем нравится. Продавцы часто публикуют фотографию более старой модели, где защита плеч крепилась к панцирю и такой вариант нравился людям большем. Фотографию старой модели можно увидеть на фотографии ниже.

Также хочу добавить, что защиты ключиц не существует ни в панцире ни в черепахе. Ключица чаще всего ломаются при падении на выставленную прямую руку, так как слабое место в такой конструкции именно ключица.

Защитный пояс

Так как панцирь не защищает полностью спину, то я решил купить защитный пояс. Выбор пал на пояс Аlpinestars за 3000 рублей.

Хочу отметить, что сейчас купил бы пояс за 1000 рублей. Я был уверен, что широкая часть сзади защищает спину от ударов, но по сути эта часть оказалась довольно мягкой и основная функция таких поясов в поддержке внутренних органов, когда мышцы окончательно устали и не могут более их удерживать в относительной неподвижности — страдают почки и всё остальное.

Защита коленей

Защиту коленей можно разделить на простые недорогие наколенники, которые защищают от ударов и дорогие брейсы, которые защищают колени от скручивания и, некоторые модели, от ударов. К слову, стоимость самых дешёвых брейсов начинается от 25000 рублей.

Что касается скручивания, то по сути это повышенная нагрузка на колено, когда оно находится в неестественном для такой нагрузки положении. Например, гонщик не заезжает в гору и пытается удержать мотоцикл одной ногой, которая при этом получает скручивающую нагрузку. Или мотоцикл падает на ногу и выгибает её в обратном направлении. Травмы бывают разные, но часто это разрывы связок.

Лечение разрыва связок бывает по квоте, но ждать долго, или платное, но стоить может, например, 150000 рублей. И это только операция, а ещё лекарства, обследования, реабилитация. И сроки запросто около года. К слову, как были связки уже не будут. Для более подробной информации можете набрать в яндексе "разрыв ПКС". Там много всего может быть, просто как пример.

Казалось бы, нужно сразу бежать покупать брейсы, но тут не всё так просто. Брейсы защитят колени, но не всегда, и если правильно подобраны по ноге. Если брейсы приобретены не по размеру или не отрегулированы правильно, то толку от них мало. Буквально полгода назад видел в интернете травму колена в кастомных брейсах, то есть сделанных по ноге, что лишний раз подтверждает отсутствие гарантированной защиты от подобных травм.

Также стоит отметить, что от удара защищают только дорогие модели брейсов. По цене это примерно 45000 рублей и выше. До этой суммы защита в основном от скручивания и совсем не гарантированная. Просто не стоит создавать себе иллюзии, что, купив брейсы, надёжно решится проблема с возможными травмами.

Я много думал на эту тему и в итоге купил себе наколенники Thor Force за 5000 рублей.

Основной плюс этих наколенников в том, что они хорошо защищают от ударных нагрузок. От скручивания, естественно, не защищают.

Многие жалуются, что в этих наколенниках жарко. Таковы последствия хорошей защиты от ударов — наколенники большие и толстые.

Я столкнулся с проблемой — верхние ремешки (липучки) сильно натирали ноги. Я даже думал их продать, но не увидел достойной альтернативы даже в 2-3 раза дороже. Решил бороться.

Проблема в том, что липучки выгибаются в обратную сторону и жёсткой частью начинают тереть по ноге, как наждачной бумагой. Я даже перешил липучки, чтобы они не выгибались, но толку мало.

В итоге купил специальные чулки под наколенники и всё стало нормально, до покупки формы (джерси и штаны).

Штаны оказались чуть узковаты и снова начались проблемы. Колени с обратной стороны сильно натирало ремешками. Не знал что делать. Только спустя время догадался фиксировать верхние ремешки под углом, чтобы ремешок (липучка) оказался как можно дальше от колена. Может быть такая фиксация изначально решила бы все проблемы.

Также хочу отметить, что у меня большой рост и ноги сильно согнуты в коленях, может из-за этого столько проблем, так как большинство владельцев не жалуются.

Многие жалуются на новую модель наколенников Thor Force XP. Не знаю насколько справедливы жалобы, но они есть, имейте ввиду.

Чулки под наколенники/брейсы

Как я писал выше, купил чулки фирмы Thor за 1200 рублей. Конечно, можно было придумать что-то другое, но, если есть возможность, то почему не купить заводские изделия. Какую конкретно модель я купил сейчас не вспомню.

Как правильно их надевать я тоже не знаю. Сначала я надевал их силиконовой частью на ногу, но чулки со временем всё равно съезжали в наколенник. Тогда я стал их надевать силиконовой частью наружу и заворачивать на наколенник сверху. При таком способе чулки не проваливаются в наколенник, но я испытывал только зимой и то недолго.

Странно, что чулки не особо плотно сидят на ноге. Не такие у меня тонкие ноги и размер меньше вроде как брать нельзя, но факт. Я взял размер L/XL при росте 195 см и весе 85 кг.

Также стоить отметить, что к брейсам чулки обычно прилагаются в комплекте, что не удивительно, учитывая цену брейсов.

Джерси и штаны

Довольно долго ездил в чём придётся, но потом всё же решил купить себе форму. Опять же изучал интернет, искал выгодные предложения.

В одном из магазинов примерил кроссовые штаны Thor со вставками кордуры или чего-то подобного. Штаны реально жёсткие и я побоялся, что они будут натирать ноги во всех местах, где есть касание. Я так и не понял как их носить, может специальные чулки во всю ногу нужны.

Во втором магазине взял примерить штаны Oneal Element и они просто идеально сели, как-будто в них родился. Они не такие прочные как Thor, но удобные, а это для меня важнее. Продавали их за 7000 рублей. Решил подумать, штаны планировал купить за 5000 рублей.

Случайно увидел на Aliexpress точно такие же штаны, а точнее комплект с джерси, за 5200 рублей. Опять же решил подумать и позже купил комплект уже за 4800 рублей. Сейчас такой комплект видел уже за 4000 рублей. Хоть второй покупай.

Штаны взял на размер больше, чем примерял в магазине, так как нужно место под наколенники. Сейчас я взял бы ещё больше размер — там по поясу измеряются, важно, чтобы не сваливались, но можно и резинку вшить. Можно было чуть больше взять, так как в районе наколенников всё на грани. Также стоит отметить тот факт, что кроссовые штаны короче обычных, так как предназначены для использования с мотоботами.

Джерси надеваю поверх панциря и рукава чуть коротковаты. Проблемы никакой в этом не вижу. Вообще, что касается размеров, я высокий и худой, удивительно, что форма вообще подошла практически без проблем.

Расцветка пёстрая также хороша, так как форма вся в мазуте. Ездим по тракторным дорогам, а там все кусты в смазочных материалах, которые переносятся на форму — на пёстрой форме незаметно.

Также стоит отметить, что стирать форму часто не нужно. Форма садится по телу со временем, а после стирки может сесть и надо будет заново её разнашивать под себя.

Перчатки

После очередного падения сломал себе кость на мизинце к которой крепится сухожилие разгибателя. Решил купить перчатки с защитой, но, изучив тему, понял, что пальцы не защитить. Перчатки могут защитить от веток разве что. Но раз решил, то купил себе перчатки Thor Defend за 2000 рублей.

Покупал на заказ по таблице размеров. В первую же поездку в жару натёр в них мозоли. И ещё как-то такое было. Однако, перчатки мне очень нравятся. Хочется ездить только в них, строительные перчатки я разлюбил совсем. Если бы покупал снова, то купил бы опять такие же.

Защита локтей

Защита локтей чаще всего встроена в черепаху. Можно её отстегнуть. В панцире такой защиты нет и нужно покупать отдельно.

Защита локтей не особенно распространена. Многим неудобно ездить с такой защитой. При падении защита чаще всего держит первый удар, а в случае "скользячки" просто сдвигается, лишая локоть дальнейшей защиты. В любом случае иногда помогает, а иногда нет, хорошо, если не мешает. Покупать лучше только при наличии хороших отзывов.

На фотографии защита локтей Troy Lee EGL 5550 за 4600 рублей (с доставкой).

Защита шеи

Защита шеи или, как её ещё называют, ошейник. На высокой скорости чаще всего летишь головой вперёд и в случае столкновения с чем-то велик шанс сломать шею догоняющим голову телом.

Защита шеи в основном стыкуется с панцирем, где есть специальное место для её фиксации.

Цена защиты высока, но многим неудобно с ней ездить. Не очень распространённый элемент защиты. Я не покупал.

На фотографии защита шеи Leatt GPX 3.5 за 15000 рублей (с доставкой).

Защита бёдер

Также есть ещё защита бёдер или, как её часто называют, бронешорты или бронетрусы. Для чего такая защита нужно думаю всем понятно, но обсуждается в интернете такая защита довольно редко и можно сделать вывод, что не особо популярна. Хотя я видел, что спортсмены пользуются. Я не покупал.

На фотографии защитные шорты Leatt 5.0 3DF за 7000 рублей (с доставкой или нет не понял). Материал 3DF довольно интересный, часто используется в защитной экипировке.

Что с ценами

Цены нужно изучать. Указанные в статье цены лишь примеры. Цены могут отличать в разы. Также можно покупать экипировку бывшую в употреблении, так можно значительно сэкономить, часто вещи продают в очень хорошем состоянии за приемлемые деньги. И товары в зарубежных магазинах не всегда дешевле, чем у нас.

При поиске экипировки в иностранных магазинах нужно знать поисковые запросы, а иначе возникают трудности. Я решил некоторые запросы опубликовать, чтобы вам было проще искать.

На ebay.com. Для уточнения запроса можно добавлять "mx" — мотокросс. Шлем — helmets mx, защитный пояс — belt mx, мотоботы — boots mx, защитные очки — goggles mx, защитные плёнки для очков — goggle tear-offs, панцирь/черепаха — chest protector mx или chest guard mx или chest protector jersey mx или chest guard jersey mx, перчатки — gloves mx, наколенники — knee guard mx, брейсы — knee brace mx, чулки под наколенники/брейсы — sleeve knee brace mx, форма — jersey pant mx, защита локтей — elbow mx, защита шеи — neck brace mx или neck protector mx, защита бёдер — padded shorts mx или shorts mx.

На aliexpress.com я покупал только форму и запрос сейчас там такой же, как для ebay.com — jersey pant mx.

В заключение

Статья написана лишь с целью провести обзорную экскурсию в мир экипировки.

Не стоит делать так, как сделал я, так как это мой выбор и он может значительно отличаться от оптимального выбора для вас.

Добавить комментарий

Поле "Ваше имя" можно оставить пустым.

LiveInternet
^