Внедорожные мотоциклы: дуалспорт, эндуро и кросс

Изменено: 16 декабря 2018 г., 18:55

Когда я покупал свой первый мотоцикл Kawasaki Super Sherpa, то не совсем понимал что хочу и что я покупаю. Позже выяснилось, что мотоцикл Kawasaki Super Sherpa не относится к классу эндуро и спортивная езда ему противопоказана. Почему я относил его классу эндуро? Потому что в рунете универсальные мотоциклы часто называют эндуро, вводя в заблуждение новичков.

Мотоциклы двойного назначения

Мотоциклы двойного назначения (dual purpose — двойное назначение) также называют дуалспортами (dualsport).

Мотоциклы очень удобны для ежедневной эксплуатации в том случае, если приходится ездить по дорогам низкого качества или вне дорог. На рыбалку, на охоту, на работу, в магазин, за грибами и ягодами, в деревню, местный туризм, выезды на природу, вот лишь некоторые варианты использования мотоциклов данного класса. Мотоциклы просто идеальны для сельской местности.

Мотоциклы имеют полный набор светотехники, зеркала, место для установки регистрационного знака, глушитель с низким уровнем шума, то есть всё, что необходимо для законной эксплуатации мотоцикла на дороге. Также мотоциклы имеют подвески с большими ходами, в сравнении с дорожными мотоциклами. Двигатели имеют большой ресурс и оптимальные настройки для спокойной езды по дорогам и вне их.

Можно перевозить пассажира — имеются подножки пассажира. Этому способствует разрешённая грузоподъёмность 150 кг и более. Также может быть установлен багажник с завода.

К мотоциклам двойного назначения можно отнести, например: Kawasaki KLX250SR, Suzuki Djebel 250, Honda XR250 Baja, Yamaha TT-R 250 Raid, Yamaha WR250R, Kawasaki Super Sherpa, Suzuki Djebel 200, Yamaha Serow 225, Honda CRF250l.

Мотоциклы имеют достаточно большой вес. Даже модели с объёмом двигателя 200-225 куб. см имеют вес более 120 кг.

Эндуро

Мотоциклы этого класса предназначены для спортивного применения и не предназначены для эксплуатации по дорогам общего пользования.

Некоторые производители комплектуют мотоциклы поворотниками, зеркалами и т.п. для законного передвижения по дорогам общего пользования. В теории, на соревнованиях иногда приходится выезжать на дороги, а для этого требуется установка зеркал, поворотников и т.п., но на практике из коробки ничего не достаётся.

Фара и задний габаритный фонарь необходимые атрибуты для участия во многих соревнованиях эндуро. Участника без установленной фары могут не допустить к участию.

Мотоциклы довольно высокие, седло узкое, удобно ездить в стойке и зажимать мотоцикл ногами, а также перемещать тело, балансируя. Мотоциклы очень хорошо управляются, в некоторых случаях даже избыточно.

Подвески имеют большие ходы и более жёсткие в сравнении с подвесками универсальных мотоциклов, имеют множество настроек, идеальны для скоростных передвижений вне дорог.

Шины не предназначены для эксплуатации по асфальту. Установлены буксаторы (rim-lock) для эксплуатации шин с низким давлением.

Производители всеми способами снижают вес мотоциклов. Снимают даже защиту цепи, хотя, казалось бы, весит она совсем мало, а пользы приносит много. Вес современных мотоциклов эндуро с объёмом двигателя 250 кубических сантиметров составляет порядка 110 кг.

Двигатели подвергаются форсированию. На высоких оборотах двигатели работают лучше и эффективнее, выдавая большую мощность в сравнении с двигателями универсальных мотоциклов того же объёма. Ресурс двигателя, конечно, снижается из-за форсирования. Двигатели при этом достаточно ровно отдают мощность во всём диапазоне в сравнении с более форсированными двигателями кроссовых мотоциклов.

Охлаждение двигателя жидкостное. На многих мотоциклах 90-х годов и раньше применялось воздушное охлаждение.

Мотоцикл предназначен только для спортсмена. Подножек пассажира нет. Установить багажник нельзя из-за слабого подрамника.

К мотоциклам класса эндуро можно отнести, например: KTM 250 EXC, Yamaha WR250F, Husqvarna FE 250.

Кроссовые мотоциклы

Мотоциклы этого класса предназначены для эксплуатации на специальной (кроссовой) трассе.

Мотоциклы очень похожи на эндуро, но есть отличия, связанные с особенностями эксплуатации, например, отсутствует светотехника, боковая подножка.

Система охлаждения имеет меньшее количество жидкости и меньшую массу радиаторов для снижения веса, так как мотоциклы почти всегда едут быстро и охлаждения достаточно, а вес имеет значение.

Кроссовые мотоциклы весят около 100 кг со всеми жидкостями, то есть заметно меньше мотоциклов класса эндуро.

Подвеска кроссовых мотоциклов заметно отличается в работе от подвески эндуро мотоциклов из-за специфики эксплуатации на кроссовой трассе.

Настройка двигателей кроссовых мотоциклов подразумевает быстрый выход на максимальную мощность и оптимальную работу на средних или даже высоких оборотах. Кроме того, двигатели выдают большую мощность на высоких оборотах и меньшую на низких в сравнении с мотоциклами класса эндуро.

Кроссовые мотоциклы обычно дешевле эндуро и многие предпочитают покупать их для эксплуатации в эндуро, что подразумевает эксплуатацию не по назначению со всеми вытекающими последствиями.

В прошлом в мотокроссе отдавали предпочтение мотоциклам с 2-тактными двигателями (Kawasaki KX250, Honda CR250 и т.п.), но теперь всё изменилось, технологии развиваются, в мотокроссе отдают предпочтение мотоциклам с 4-тактными двигателями, так как на них гонщики показывают лучшее время.

Эндуро и дуалспорт

Почему же многие стали путать эти два класса разных по назначению мотоциклов? Достаточно посмотреть на модели мотоциклов 80-х и 90-х годов, чтобы найти ответ на этот вопрос.

В 80-е и 90-е годы мотоциклы класса эндуро в основном создавались на базе мотоциклов двойного назначения, например: Kawasaki KDX220R на базе KDX220SR, Kawasaki KLX250R на базе KLX250SR, Yamaha TT-R 250 Open Enduro на базе TT-R 250 Raid. Мотоциклы очень похожи, за исключением настроек и некоторых доработок, но они реально разные.

Случайно наткнулся на фотографии мотоцикла Honda XR250R 1986 года. На первой фотографии мотоцикл в модификации дуалспорт. Интересно, что присутствует надпись Enduro, может быть путать покупателей стали сами производители — красивая надпись и продажи пошли. Также как многие называют кроссоверы внедорожниками.

На второй фотографии мотоцикл в модификации эндуро: отсутствуют зеркала, поворотники, кронштейн под номерной знак, установлен иной задний фонарь и глушитель (вероятнее всего с низким сопротивлением и весом).

Переделка мотоцикла двойного назначения в эндуро заключалась в снижении веса мотоцикла и повышении мощности двигателя. Например, устанавливался пластиковый бензобак, снимались все лишние детали (датчики, вентилятор охлаждения, подножки пассажира, зеркала, поворотники и т.п.), изменялась система зажигания, впускная и выпускная система, соотношение звёзд главной передачи, устанавливались другие распредвалы.

Визуально и по большинству деталей мотоциклы одинаковы, но настройки и доработки меняют характер мотоцикла, делая его из чаевозного спортивным. Думаю, что именно из-за схожести многие решили, что различий почти нет.

Также считаю, что эндуро версии изготавливались на основе универсальных мотоциклов в целях рекламы. Многие смотрят соревнования, какие мотоциклы там используются и покупают похожие себе.

Классификация Honda

В настоящее время производители отказались от такого подхода, как выпуск мотоциклов двойного назначения и эндуро на одной базе. Теперь это совершенно разные мотоциклы и разница видна невооружённым взглядом, но многие люди по-прежнему мотоциклы двойного назначения называют эндуро, вводя окружающих в заблуждение.

Производитель Honda выделяет три класса внедорожных мотоциклов: Dualsport, Trail и Competition.

К классу "dualsport" Honda относит мотоцикл Honda CRF250l. Это тяжёлый мотоцикл с приятным, но не особо мощным двигателем. Мотоцикл на каждый день.

"Trail" переводится с английского как тропа, маршрут. Мотоцикл Honda CRF250X относится к классу Trail. По настройкам двигателя, подвескам и весу этот мотоцикл относится к классу эндуро. То есть это в чистом виде спортивный аппарат.

"Competition" переводится с английского как состязание, конкурентная борьба, соревнование. Мотоцикл Honda CRF250R относится к классу Competition. По настройкам двигателя, подвескам и весу этот мотоцикл относится к кроссовым мотоциклам. То есть это также спортивный аппарат.

Верный выбор

Надеюсь, что статья принесёт вам пользу — вы сделаете верный выбор. Ведь эксплуатация мотоцикла не по назначению приводит к быстрому износу деталей и отсутствию удовольствия от эксплуатации.

Добавить комментарий

Поле "Ваше имя" можно оставить пустым.

LiveInternet
^